В бирманском янтаре найдена меловая пчела с триунгулинами

Наука - В бирманском янтаре найдена меловая пчела с триунгулинами

Популярная механика

Это занятная новость. Тут сразу два открытия и не очень понятно, которое из них следует считать главным. Примерно 100 миллионов лет назад на территории, которую сейчас люди называют Мьянмой, жила-была пчела. Как-то раз летела она по своим пчелиным делам, но, вероятно, не рассчитала движения и влипла. В смолу, которая к нашему времени стала янтарем.
Пчелы являются отдаленными потомками хищных ос, когда-то перешедших на пыльцу и нектар. Причины этого не вполне ясны, но явно стабильны и значимы, поскольку аналогичное событие в истории разных групп перепончатокрылых происходило несколько раз.

Найденное в Мьянме насекомое мелового периода является одной из самых древних известных палеонтологам окаменелостей пчел. Она безусловно питалась пыльцой — на ее лапках остались шарики, напоминающие те, что собирают сегодняшние пчелы. Вместе с тем, она эволюционно еще не очень далеко отошла от ос.
Окаменелая пчела имеет общие черты с современными, включая перистые волоски, округлую переднеспинку и пару шпор на задней голени, а также с апоидными осами: низко расположенные усики и некоторые особенности строения крыльев.
Описавшие ископаемое насекомое Discoscapa apicula палеонтологи выделили его, ни много ни мало, в отдельное семейство. Других видов в нем пока нет.
А вторым открытием являются два десятка триунгулин — ранней личиночной стадии какого-то паразитического насекомого, скорее всего — жука. Когда-то они дождались пчелу в цветке, залезли на нее и полетели в ее гнездо, сулившее обильное пропитание. Мы не знаем, питались ли они медом, личинками, или чем-то еще, но факт налицо — такие паразиты существовали уже на ранних стадиях развития пчел.

Ознакомиться с подробностями можно в статье, опубликованной BioOne Complete.

Видео дня. Скандал разразился на фоне публикации в Сети пиршества в СИЗО