Российские ученые описали в Мьянме восемь новых видов и подвидов наяд

Наука - Российские ученые описали в Мьянме восемь новых видов и подвидов наяд

Пресс-служба ФИЦКИА РАН

Работающие на территории Мьянмы российские ученые открыли в четыре вида и четыре подвида унионид — пресноводных моллюсков. Работа исследователей была опубликована в Scientific Reports.
Описанные учеными из Федерального центра комплексных исследований Арктики (ФИЦКИА) РАН и Северного (Арктического) федерального университета совместно коллегами из Мьянмы, США и Португалии униониды (или наяды) проживали в бассейнах рек Иравади, Ситаун, Хаунгдарау и Давей. Исследователи считают, что эти моллюски эволюционировали в изоляции на протяжении десятков миллионов лет.

Обнаруженные виды получили названия с отсылкой к местным географическим объектам. Однако есть исключение: вид Leoparreysia whitteni был назван в память трагически ушедшего из жизни в 2017 году английского биолога Тони Уиттена. Популяции восьми описанных пресноводных раковин малочисленны. Массовые, распространённые виды обнаруживали в период британской колонизации Бирмы в середине XIX — середине XX веков. Как убедились современные исследователи, открытые виды обитают в небольших бассейнах рек, плотность их популяции низкая — одна-две раковины на м2.
«Нам удалось найти всего три раковины Leoparreysia whitteni, по которым мы сделали описание, — отметил директор ФИЦКИА РАН Иван Болотов. — Это редкий уникальный вид, имеющий миниатюрную, но очень красивую ярко-зелёную раковину».
Реки, в которых обитают обнаруженные представители фауны, находятся в зоне сильного антропогенного воздействия, которое может привести к их исчезновению, отмечают исследователи.
Конечная цель ученых — создать глобальную модель, описывающую эволюцию пресноводных моллюсков на всех континентах, историю их распространения по Земле. Расселяться наяды могли с пресноводными рыбами, а значит только через прямые соединения рек.

«Если мы сможем понять, какая группа от какой произошла, и четко датировать, мы сможем восстановить основные этапы дезинтеграции Пангеи», — объяснил Болотов. — Таким образом, мы сможем восстановить и контуры рек, и их устьевых частей — то, как они могли соединяться на разошедшихся континентах. Это сверхзадача, но пресноводные моллюски — единственная группа, по которой можно сделать такую глобальную реконструкцию».

Октябрь 2020